Текстильное ремесло на острове Хайнань | Всё о Китае.
С появлением первых полотен на них стали записывать историю народности ли. Хотя точнее сказать не записывать, а выпрядать, вышивать, т.к. у ли нет письменности и вся их жизнь фиксировалась на ткани в виде пиктографических символов, напоминающих иероглифы. Повседневные события и ложились в основу узоров лицзинь. Таким образом, ткань является не только образцом прикладного творчества, но и служит летописью народа ли.
Получение готового образца являет собой сочетание нескольких процессов: прядения, ткачества, покраски и вышивания.
В основе полотна используется хлопковая нить, а в качестве вспомогательных льняные, шелковые, золотистые, серебристые. Нити для ткани получаются из хлопковых волокон, заключенных в цветочных коробочках растений, льняные волокна извлекают из рами. Древнейшим инструментом для создания нити является деревянная прялка.
Для ткачества используется станок, при работе с которым на спину дается большая нагрузка. Этот инструмент называют станком, прикрепленным к пояснице. На нем можно ткать разнообразные картины. Даже современное крупное жаккардовое оборудование не может повторить работу, выполненную на старом станке. И в наши дни еще в селениях женщины народности ли используют традиционный ткацкий станок, прикрепленный к пояснице.
Одним из четырех главных ремесел народности ли является вышивка, которая бывает односторонней и двусторонней. В своей памяти вышивальщицы держат разнообразные узоры, которые переносят на ткань, создавая неповторимые картины.
Еще одной важной технологией в жизни ли является окрашивание. Для придания белым нитям цвета ли используют все окружающие растения. Зеленый и синий цвета получают из листьев, а желтый, красный, фиолетовый и другие – из цветов или плодов растений.
Сам процесс окрашивания довольно интересен, а подчас и трудоемок. Для того, чтобы получить краситель и с помощью него придать нужный цвет нитям, сперва листья кладутся в деревянную ступу, где они толкутся. Затем растолченные они помещаются в красительную ванну. После недельного брожения на огне выпаривается краситель. После закипания в сосуд опускают белые нити, которые при многократном заваривании приобретают нужный цвет.
Из дикой куркумы или желтого имбиря извлекается желтый краситель. Сперва куркума расталкивается в порошок, после чего смешивается с неокрашенными нитями. Когда нити получают равномерную окраску, из них вытряхивается оставшийся порошок и вода и нити расправляют.
Имеется и другой способ окрашивания. Пряжу с двух сторон фиксируют на деревянной раме, затем синими или коричневыми нитями завязывают узоры, снимают с рамы и кладут в красильную воду. После просушивания, завязанные нити снимают – таким образом получается красочная пряжа. Во время заваривания цвета нитей смешиваются друг с другом, образуя неповторимые цвета.
Узоров, наносимых на лицзинь, насчитывается порядком 160 видов. Это могут быть геометрические фигуры, прямые и параллельные линии, треугольники, квадраты. Благодаря использованию контрастных тонов получается сильный художественный эффект.
Идеи для орнаментов народность ли получат из окружающего мира, из красоты природы и повседневной жизни.
Создание парчовой ткани – трудоемкий процесс, который требует времени, терпения и безграничного полета фантазии. Таким образом, трудясь над полотном, ткачихи ли вплетают в материю свои мечты, надежды и чаяния, делая ее при этом образцом национальной культуры. При создании лицзинь используются природные материалы, благодаря чему, ткань является гармоничной частью, вышедшей из природы и хранящей единение с ней.
Ткани имеют и практическое применение, из них шьют юбки, одежду, головные платки, простыни, одеяла.
Одним из особо трудоемких видов ткани является лунбэй (龙被)– одеяло с изображением дракона. Дракон – священное животное, которое считается талисманом народности ли и приносит счастье. В древности у лунбэй было другое название ячжоубэй(涯洲被). Начиная с династии Хань, лунбэй стал главным подношением народности ли правителям.
На создание такого одеяла может уйти 2-3 года, т.к. техника изготовления очень сложна. После того, как узор завершен, устраивается церемония, в которой благодарят бога за посланное вдохновение и благословение.
Распространение лунбэй получило во время правления династии Хань, именно тогда Хайнань был включен в состав территории Китая. При правлении императора У-ди лунбэй ткали лишь на Хайнане. По его приказу дворцовые художники приехали в лийский район и трудились над созданием картин с изображениями драконов.
Широкую известность лицзинь получила в период Чжунцю (770-476 гг до н.э.). Уже тогда из них шили одежду и другие необходимые вещи. До эпохи Сун (960-1279 гг) текстильное искусство народности ли опережало в развитии технологии ханьцев.
В эпоху Юань (1271—1368) Хуан Даопо привезла на материк, знания с Хайнанями. В селе Шуйнань города Санья она прожила 40 лет. За эти годы Хуан Даопо у женщин народности ли обучилась способам прядения и окраски тканей. Привезенное ею мастерство быстро распространилось вниз по течению реки Янцзы, благодаря чему текстильная промышленность Китая смогла выйти на новый уровень. Хуан Даопо почитается как основательница хлопкопрядильной промышленности. А в г. Ячэн, провинции Хайнань в храме Конфуция в ее честь установлен памятник – здесь она считается святой.
В 2007 году лицзинь была включена в список первых объектов нематериального культурного наследия Китая.
В Баотин-лимяоском уезде, провинции Хайнань в целях сохранения лицзин и создания промышленного производства ткани были основаны текстильная фабрика и база подготовки специалистов по производству лицзинь.
Источник: HainanVoyage.com