Текстильное ремесло на острове Хайнань | Всё о Китае

Текстильное ремесло на острове Хайнань | Всё о Китае.

Образцом прикладного искусства коренного народа острова Хайнань Ли является парчовая ткань Лицзинь. Это один из видов хлопчатобумажных тканей, история которого насчитывает

несколько тысячелетий.В древности лицзинь (黎锦) называли «цзибэй», т.к. нити для нее получали из растения, которое на китайском звучит цзибэй (吉贝, капок пятитычинковый).

С появлением первых полотен на них стали записывать историю народности ли. Хотя точнее сказать не записывать, а выпрядать, вышивать, т.к. у ли нет письменности и вся их жизнь фиксировалась на ткани в виде пиктографических символов, напоминающих иероглифы. Повседневные события и ложились в основу узоров лицзинь. Таким образом, ткань является не только образцом прикладного творчества, но и служит летописью народа ли.

Получение готового образца являет собой сочетание нескольких процессов: прядения, ткачества, покраски и вышивания.

В основе полотна используется хлопковая нить, а в качестве вспомогательных льняные, шелковые, золотистые, серебристые. Нити для ткани получаются из хлопковых волокон, заключенных в цветочных коробочках растений, льняные волокна извлекают из рами. Древнейшим инструментом для создания нити является деревянная прялка.

Для ткачества используется станок, при работе с которым на спину дается большая нагрузка. Этот инструмент называют станком, прикрепленным к пояснице. На нем можно ткать разнообразные картины. Даже современное крупное жаккардовое оборудование не может повторить работу, выполненную на старом станке. И в наши дни еще в селениях женщины народности ли используют традиционный ткацкий станок, прикрепленный к пояснице.

pryalkaОдним из четырех главных ремесел народности ли является вышивка, которая бывает односторонней и двусторонней. В своей памяти вышивальщицы держат разнообразные узоры, которые переносят на ткань, создавая неповторимые картины.

Еще одной важной технологией в жизни ли является окрашивание. Для придания белым нитям цвета ли используют все окружающие растения. Зеленый и синий цвета получают из листьев, а желтый, красный, фиолетовый и другие – из цветов или плодов растений.

Сам процесс окрашивания довольно интересен, а подчас и трудоемок. Для того, чтобы получить краситель и с помощью него придать нужный цвет нитям, сперва листья кладутся в деревянную ступу, где они толкутся. Затем растолченные они помещаются в красительную ванну. После недельного брожения на огне выпаривается краситель. После закипания в сосуд опускают белые нити, которые при многократном заваривании приобретают нужный цвет.

Из дикой куркумы или желтого имбиря извлекается желтый краситель. Сперва куркума расталкивается в порошок, после чего смешивается с неокрашенными нитями. Когда нити получают равномерную окраску, из них вытряхивается оставшийся порошок и вода и нити расправляют.

Имеется и другой способ окрашивания. Пряжу с двух сторон фиксируют на деревянной раме, затем синими или коричневыми нитями завязывают узоры, снимают с рамы и кладут в красильную воду. После просушивания, завязанные нити снимают – таким образом получается красочная пряжа. Во время заваривания цвета нитей смешиваются друг с другом, образуя неповторимые цвета.

Узоров, наносимых на лицзинь, насчитывается порядком 160 видов. Это могут быть геометрические фигуры, прямые и параллельные линии, треугольники, квадраты. Благодаря использованию контрастных тонов получается сильный художественный эффект.

Идеи для орнаментов народность ли получат из окружающего мира, из красоты природы и повседневной жизни.

Создание парчовой ткани – трудоемкий процесс, который требует времени, терпения и безграничного полета фантазии. Таким образом, трудясь над полотном, ткачихи ли вплетают в материю свои мечты, надежды и чаяния, делая ее при этом образцом национальной культуры. При создании лицзинь используются природные материалы, благодаря чему, ткань является гармоничной частью, вышедшей из природы и хранящей единение с ней.

Ткани имеют и практическое применение, из них шьют юбки, одежду, головные платки, простыни, одеяла.

Одним из особо трудоемких видов ткани является лунбэй (龙被)– одеяло с изображением дракона. Дракон – священное животное, которое считается талисманом народности ли и приносит счастье. В древности у лунбэй было другое название ячжоубэй(涯洲被). Начиная с династии Хань, лунбэй стал главным подношением народности ли правителям.

На создание такого одеяла может уйти 2-3 года, т.к. техника изготовления очень сложна. После того, как узор завершен, устраивается церемония, в которой благодарят бога за посланное вдохновение и благословение.

Распространение лунбэй получило во время правления династии Хань, именно тогда Хайнань был включен в состав территории Китая. При правлении императора У-ди лунбэй ткали лишь на Хайнане. По его приказу дворцовые художники приехали в лийский район и трудились над созданием картин с изображениями драконов.

huang_daopoШирокую известность лицзинь получила в период Чжунцю (770-476 гг до н.э.). Уже тогда из них шили одежду и другие необходимые вещи. До эпохи Сун (960-1279 гг) текстильное искусство народности ли опережало в развитии технологии ханьцев.

В эпоху Юань (1271—1368) Хуан Даопо привезла на материк, знания с Хайнанями. В селе Шуйнань города Санья она прожила 40 лет. За эти годы Хуан Даопо у женщин народности ли обучилась способам прядения и окраски тканей. Привезенное ею мастерство быстро распространилось вниз по течению реки Янцзы, благодаря чему текстильная промышленность Китая смогла выйти на новый уровень. Хуан Даопо почитается как основательница хлопкопрядильной промышленности. А в г. Ячэн, провинции Хайнань в храме Конфуция в ее честь установлен памятник – здесь она считается святой.

В 2007 году лицзинь была включена в список первых объектов нематериального культурного наследия Китая.

В Баотин-лимяоском уезде, провинции Хайнань в целях сохранения лицзин и создания промышленного производства ткани были основаны текстильная фабрика и база подготовки специалистов по производству лицзинь.

Источник: HainanVoyage.com

 

Categories: China | Leave a comment

Post navigation

Leave a comment

Create a free website or blog at WordPress.com.