Записки скучного человека – Этнографическое путешествие по Африке 1930-1931 годов

Записки скучного человека – Этнографическое путешествие по Африке 1930-1931 годов.

Глиняный идол народности Эве
Эве (самоназв.- эвегбе), народ, родственный народу фон. Населяет юго-вост. р-ны Ганы и юж. районы Того. Общая числ. 2,55 млн. чел. (1975, оценка). Язык относится к ква языкам. Среди Э. распространены древние верования (культ сил природы, культ предков), часть исповедует ислам и христианство. До европ. колонизации 19 в. у Э. высокого развития достигли земледелие, ремесла, торговля, иск-во, фольклор. В совр. обществе Э. формы капиталистических. отношений сочетаются с пережитками родовых и феод, отношений. Осн. занятие Э.- земледелие (кукуруза, ямс, маниока, батат; на экспорт идут какао, продукция масличной пальмы, хлопок)


Ребенок племени Эве, Того

Девушка племени Эве прядет пряжу, Золотой Берег

Глиняная стена с орнаментом и скульптурами в деревне племене Самбуру. Кения

Местная церковь в Пандемои, Либерия

Танцы племени аснэ, Французская Западная Африка

Вождь в церемониальной одежде. Золотой Берег

Женщина племени Фанти, Берег Слоновой Кости
народ, населяющий юго-зап. р-ны Республики Гана. Ф. входят в группу народов акан; по данным переписи 1960, насчитывали 758 тыс. чел. Язык Ф. относится к подгруппе ква гвинейской группы языков. Для религии Ф. характерен политеизм с развитым пантеоном, но с сохранением элементов родоплем. культов; ок. 15-20% – христиане (протестанты различного толка, католики). Ф. занимаются земледелием. Осн. культуры – маниок, ямс; экспортная культура – какао.

Мужчина из племени Ярава, Северная Нигерия.

Процесс татуирования женщины племени Ярава.

Девушка племени Канембу, озеро Чад.

Мужчина из племени Мандинга, Французская Гвинея
Группа народностей, живущих в Западной Африке — на юге Гамбии, севере и северо-востоке Гвинейской Республики, западе Мали, в Республике Кот-д’Ивуар, Сенегале и Гвинее-Бисау и говорящих на языке малинке семьи манде нигеро-кордофанской макросемьи языков.говорят на языках, относящихся к северной группе языков манде атлантической семьи нигеро-кордофанской макросемьи языков. По религии большинство — мусульмане, в некоторых районах сохраняются древние анимистические верования и культ предков. Главное традиционное занятие — мотыжное земледелие (просо, кукуруза, рис, фасоль, арахис и др.); животноводство развито слабо (козы, овцы, ослы; домашняя птица); диула занимаются торговлей; сохраняет значение охота и рыбная ловля. Основная форма сельских поселений мандинга — группа глинобитных хижин, обнесенных глинобитной стеной. В каждом посёлке живет родственная группа, обычно большая патриархальная семья. Во многих районах частично сохраняются еще традиционные общественные отношения: тайные союзы, кастовые различия, системы возрастных классов. Однако все эти древние институты постепенно исчезают.

Женщины племени Мусгу, район озера Чад



Флейтист из племени Ниамбара

Женщины племени Сара
Са́ра, нсара — народ в Тропической Африке, проживающий в Чаде, а также в Центральноафриканской Республике. Численность — около 1,2 млн человек. Земледельческие племена сара, отличающиеся очень высоким ростом, живут на юге Чада, по берегам рек Бахр-Сара и Шари, близ города Сарх (бывший Форт-Аршамбо) Сара носят традиционную одежду. Среди мужчин — набедренники из кожи, коры или растительного волокон; среди женщин — набедренники из листьев или кусок материи (пань), обёрнутый вокруг бёдер. Практикуются татуировки, скарификация на лице, подпиливание зубов, обрезание; замужние женщины вставляют в губы лабретки. У них до сих пор сохранились обычаи украшать себя путем деформирования различных частей тела. Так, женщины племени сара вставляют в губы деревянные пластинки и тарелки (“сунду”), достигающие 20-40 см в диаметре и весом 110 граммов. Когда женщины идут гуськом, неся на голове тяжелый груз, они приноравливают шаги к ритму раскачивания своих украшений. Есть и пить при таких украшениях – дело нелегкое, тем более что трение пластинок о десны вызывает выпадение зубов. Существует два объяснения, почему женщины носят эти тарелки. Согласно первому объяснению, женщины сара, как это принято в других районах Африки. где в верхнюю губу вставляют палочки или пуговицы, делают это для красоты. Второе объяснение гласит, что в те годы, когда на африканские деревни совершали набеги охотники за рабами, мужья уродовали лица своих жен, чтобы спасти их от рабства: на женщин с продырявленными губами не было спроса на невольничьих рынках



Вождь возглавляет процессию в деревне округа Аккра, Гана

Молодая арабская девушка из района озера Чад

Девушка племени Йятсан, Южный Камерун.

Невольница из племени Котоба, район озера Чад.

Танец на празднике урожая в племени Баланта

Вождь племени Дио́ла
Дио́ла (джола, йола) — народ, населяющий Атлантическое побережье Южного Сенегала , Гамбии и португальской Гвинее-Бисау между реками Гамбия и Кашеу. Общая численность населения составляет более 532 тыс. человек

Вождь племени Тва, Бельгийское Конго
Тва или батва («ба-» — показатель множественного числа) — пигмейский народ в Центральной Африке, один из трёх крупнейших народов в государствах Руанда и Бурунди. Численность в начале 21 в. составляла около 322 тыс. человек.
Тва, коренной народ Центральной Африки, были покорены банту-язычными племенами хуту, вторгшимися в Средние века. Позднее, около 15 в., пришедшие с севера (вероятно, из Эфиопии) племена тутси покорили как хуту, так и тва.
Как и другие пигмейские народы, тва утратили свой первоначальный язык и перешли на язык завоевателей-хуту.
Тва обычно заселяли труднодоступные аграрные зоны, и таким образом, живут на периферии современного африканского общества. Ведут натуральное хозяйство, хотя до прибытия хуту были охотниками и собирателями. Живут в небольших поселениях, в домах из тростника, обмазанных глиной, или из кирпича-сырца.

Охотник племени Тва

Методы кровопускания у тва

Женщина племени бороро. Французский Камерун
В сезоны дождей бороро живут одиноко в глубине саванны, а в засушливыепериоды вынуждены подходить к водоемам, у которых всегда в эту пору многолюдно. Устанавливаются и кроются немудреные каркасы кочевых палаток, и жилище готово. Гораздо больше времени уходит на возведение загородок из колючих веток, чтобы уберечь своих четвероногих кормильцев от хищников. Здесь бороро приходится общаться с людьми, владеющими прибрежными землями, просить разрешения пасти скот на их угодьях

Танцующая девушка племени джура. Судан

Лучник джура

Мать и дитя из племени джура

Мужчина из племени джура

Канури играют в кости

Вождь племени массаи
Масаи — полукочевой африканский коренной народ, живущий в саванне на юге Кении и на севере Танзании. Масаи являются, пожалуй, одним из самых известных племен Восточной Африки. Несмотря на развитие современной цивилизации, они практически полностью сохранили свой традиционный уклад жизни, хотя это и становится труднее с каждым годом. Говорят на масайском языке.
Несмотря на репутацию масаев как свирепых воинов, в центре их культуры находится скот. Одно из их священных верований говорит, что бог дождя Нгаи дал весь скот народу масаи, и поэтому все, кто также владеет скотом, должны были когда-то украсть его у масаи. Это не раз приводило к серьезным конфликтам с другими племенами, когда масаи пытались вернуть «свою собственность». Хижины масаи построены из высушенного навоза, а питье коровьей крови является частью некоторых их священных ритуалов.
отличие от многих других племён, у масаи женщины занимают важное место в культуре и жизни племени. Их легко отличить по выбритой голове, ярким одеждам и бусам. Кроме того, для обоих полов практикуется удаление одного из нижних зубов и обрезание. Обрезание выполняется старшими того же пола, при этом мальчики обязаны перенести процедуру без единого звука, а для девочек таких требований нет. Попытки кенийского правительства уничтожить эту практику не увенчались успехом, в основном потому, что на защиту обрезания встали женщины масаи

Женщина массаи с медными украшениями

Мужчина племени мору играет на барабанах

Мальчик племени мбум

Девушка племени Нуэр
Нуэ́р (нуэры, аббинар; самоназвание — тог наат, наас) — один из крупнейших племенных союзов Восточной Африки, входят в группу нилотов. Распространены на юге Судана и в западной Эфиопии. Общая численность — около 1,7 млн человек.
Ритм жизни народа определяется, главным образом, сезонными изменениями климата. В период летней засухи отдельные поселения собираются в стойбища, кочевые общины и отправляются со стадами к болотам и берегам рек. В это время происходит интенсификация межплеменных контактов, которые угасают с наступлением разлива притоков Нила. Саванна заболачивается, и нуэр вынуждены распадаться на изолированные поселения, укрываясь по возвышенностям и холмам, окруженным водой. скотоводство подвижной потогонно-пастбищной формы лежит в основе хозяйственной деятельности племен. Нуэры разводят крупный рогатый скот, коз и овец. Мужчины обычно занимаются выпаской, женщины и дети доят животных. Скот традиционно играет важную экономическую, символическую и религиозную роль в жизни нуэр. При заключении брака статус супругов закрепляется передачей скота, принадлежащего жениху, семье невесты. Таким образом, будущий муж получает право на потомство.

Воины племенинуэр

Женщина племени нуэр

Девочка племени нуэр с ожерельем из волос жирафа

Девушки и дети нуэр.

Девушка племени нуэр с декоративными шрамами.

Девушка нуэр

Нуэр с окрашенными в красный цвет волосами

Женщина племени Овамбо
Овамбо, амбо (самоназвание) — народ в Южной Африке. Проживают на севере Намибии и юге Анголы в регионе, известном как Овамболэнд. Делятся на большое количество субэтнических групп, таких как ндонга, кваньяма, квамби, нгандьера, нбаланту, квалууди, колонкади, еунда и мбандья и др. Общая численность — около 900 тысяч, 750 тысяч из которых проживает в Намибии и является самой большой этнической группой страны.
У каждого племени есть вождь, который отвечает за свое племя, хотя многие уже перешли на систему совета старейшин для разрешения дел внутри племени. Члены семьи вождя Овамболэнд известны под именем аакванекамба, и только те, кто принадлежат к семье по рождению, имеют право стать вождем. Так как преобладает матрилинейность в законах, сыновья вождя не имеют право на наследство и на титул вождя. Они растут как простые члены племени.
Большинство овамбо сейчас исповедуют христианство (лютеранство). Финские миссионеры приехали на их родину в 1870-х годах, и большинство традиционных верований овамбо были замещены христианством, однако некоторые из старых традиций все еще существуют. Как результат миссионерской деятельности, почти все овамбо сейчас носят европейскую одежду и слушают западную музыку.

Вождь племени тикаров, Французский Камерун

Танцы племени ватуси

Жена вождя племени мору-мангбету, Бельгийское Конго
Мору-мангбету — группа родственных народов (мору, мади, лугбара, келико, лого, авукайя, мангбету, мамву, мангбуту, ленду), живущих главным образом в Республике Заир, а также в Уганде и на юге Республики Судан.
Подавляющее большинство мору-мангбету сохраняет древние традиционные верования (преобладает культ предков), незначительная часть — христиане (католики).Основное занятие — мотыжное земледелие (просо, ямс, таро, бананы, бобовые); в районах, не заражённых мухой цеце, — скотоводство. Развиты ремёсла — кузнечное, резьба по дереву и слоновой кости, гончарство.

Раб из племени борну, Нигерия

Султан Ибрагим Нджойя из султаната Бамум
Султан Ибрагим Нджойя, англ. Ibrahim Njoya (умер 1933) — правитель африканского султаната бамум (ныне — запад Камеруна), интеллектуал и изобретатель. Правил с 1889 до своей смерти в 1933. Ему наследовал его сын Сеиду Нджимолу Нджойя.
Мать Ибрагима, Нджапунке, была регентом до его совершеннолетия. Однако и после этого его вступление во власть затянулось, поскольку голова его отца была захвачена враждебным племенем, а по традиции голова или череп предшественника играли для народа бамум церемониальную роль. Немецкие колонизаторы, с которыми он поддерживал хорошие отношения, согласились помочь ему в возвращении головы, и даже обеспечили его султанату относительную автономию. Учитывая значительный перевес немцев в силе, он отказался от вооружённой борьбы с ними, которую предлагал Рудольф Дуала Манга Белл.
Сначала Нджойя пытался усвоить западные (в первую очередь немецкие) традиции для своей страны и культуры. В ходе одного из экспериментов он создал для своих солдат форму, прообразом для которой послужили костюмы гусар. Этот эксперимент вызвал раздражение немецких властей, которые восприняли данную форму как пародию на себя.[ Нджойя также ознакомился с христианством и, возможно, даже был крещен. После этого он через некоторое время официально принял ислам. В конце концов он создал собственную религию, соединявшую основы ислама, христианства и традиционного культа народа бамум. После того, как западный Камерун в 1918 г. отошел к французам, его отношения с французскими властями оказались плохими, и он умер в изгнании в Яунде.

Advertisements
Categories: Africa | Leave a comment

Post navigation

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

Blog at WordPress.com.

%d bloggers like this: