Тайная власть шаманов макуа

Тайная власть шаманов макуа.

Народ макуа, входящий в языковую группу банту, является одним из самых многочисленных на африканском континенте. Его численность составляет 8 550 000 человек. При общем населении Африки в 1 миллиард человек и 7 000 насчитывающихся там народов, согласитесь, не так уж мало. Большая часть макуа проживает в Мозамбике, довольно большая община народа живет на Мадагаскаре – туда они попали в качестве рабов племени мерина, да так там и остались.

За многие века своего существования макуа подвергались нашествиям мусульманских племен, нападениям работорговцев, колонизации португальцами и французами, достаточно длительной попытке построения на их земле социализма. Однако все это мало изменило их привычный уклад. По-прежнему, большая часть макуа проживает в небольших деревнях. Внутри селения их круглые глинобитные хижины с высокой конической крышей из соломы и пальмовых листьев тоже располагаются по кругу. Непосредственно к жилищу пристраиваются хозяйственные постройки и помещения для содержания там птицы и мелкого рогатого скота. Вся усадьба обносится глухой оградой как от сглаза злых людей, так и защиты от злобных духов.

Несмотря на наступивший XXI век, макуа традиционно занимаются огнево-подсечным земледелием. Основной сельскохозяйственный инструмент у них – по-прежнему мотыга. На своей земле они растят сорго, маниоку, рис, бобовые, бананы. Разводят птицу и мелкий скот. Занимаются макуа и охотой, и рыболовством. Питаются в основном кашей из раздробленных зерен с овощной подливкой, иногда к ней прилагается кусок рыбы. Мясо едят крайне редко, в основном на поминках умерших родственников – это часть традиционного религиозного культа.
 
Несмотря на проникновение к макуа ислама, большая часть народа продолжает исповедовать традиционные африканские верования. Эта религия основана на поклонении духам, населяющим все вокруг. Богов–духов имеется великое множество, они меняются от деревни к деревне. Хотя и среди них есть некоторая иерархия. Существуют главные боги, которым поклоняется весь народ макуа. Есть менее влиятельные духи деревень. Кроме того, каждый макуа по желанию может завести себе персональный фетиш – этакого личного бога.
 
Большую роль в религии макуа занимает поклонение духам предков. Обычно духи предков воспринимаются как некие существа, покровительствующие роду, обеспечивающие ему благополучие. Однако, африканские предки не совсем такие. Да, они помогают роду и оберегают его, но при этом крайне требовательны, капризны и придирчивы. Требуют постоянных жертвоприношений и поклонения. Только при выполнении этих условий они согласны выполнять свои «прямые обязанности». Если же духи предков чем-либо недовольны и обижены, то они, не задумываясь, насылают на своих потомков болезни и прочие несчастья. Тут уж без помощи колдуна никак не обойтись. Только он знает, как умилостивить разбушевавшихся предков, отвести козни предков из других родов и вообще умилостивить всех злобных духов.

Общественное положение колдунов – шаманов у макуа весьма высоко, зачастую оно превосходит положение вождя. Ведь именно шаман вызывает необходимый дождь, выполняет обряд обрезания, переводящий мальчика в мужчины. Только н знает, как правильно провести похороны и какие жертвы кому принести. Наконец, именно он совершает обряд женитьбы, после традиционного сватовства.
Юноша макуа, решивший жениться, набивает рот мелкими красивыми камешками и подходит к своей избраннице. Если та согласна на это галантное предложение, она должна забрать эти камешки в свой рот в процессе поцелуя. После этого процесс помолвки считается завершенным.
 
Шаманы макуа делятся на высших – слуг главных больших духов, и низших -«частнопрактикующих» колдунов. Интересно, что уважением пользуется не столько сам шаман, сколько именно процесс егослужения духу и связанное с ним колдовство. Макуа охотно жертвуют на проведение обряда, но в быту никакой помощи шаману не оказывают.
 
Одной из основных обязанностей колдуна является вызывание дождя. Этот древний мистический обряд требует огромной подготовки, принесения многочисленных жертв, произнесения длинных тайных заклинаний. В результате он растягивается на такой длительный срок, что вызванный магией дождь рано или поздно обязательно проливается на поля макуа.
 
Кроме того, шаман – главное действующее лицо на так называемом «Божьем суде». Ритуал этот состоит в том, что человек, обвиненный или подозреваемый в совершении проступка или преступления, обязан выпить горький ядовитый настой. Считается, что если он не виновен, то духи отведут от него смерть, преступник же умрет. Так как настой всегда готовит лично шаман, по одному ему известным рецептам, приходится признать, что именно он и определяет виновность.
 
Фетиши или идолы африканских духов – богов широко распространены по всему континенту. В каждой деревне есть фетиши главных духов и фетиши местных божеств. На их алтарях регулярно совершаются традиционные жертвоприношения. Но, кроме того, каждый макуа может завести себе личный фетиш – этакого персонального бога. Отдельный человек, чувствующий недостаточность защиты общих богов и прибегает к этому способу.
 
Личным фетишем может служить, что угодно: вырезанная фигурка, необычный камень, кусок дерева. Зачастую он выбирается наугад и проверяется методом проб и ошибок. Если после приобретения фетиша с его владельцем произошло, что-либо хорошее – значит, помог и выбран правильно.

Отношение к фетишу своеобразное – если он помог, его благодарят и приносят ему жертвы. Если нет – наказывают. Особенно европейцев потрясает обычай истязания фетиша. Причем истязают фетиш не в наказание, а с целью побудить к конкретным действием. Например, макуа считают, что если в процессе мольбы о помощи вбить в своего персонального бога пару гвоздей, то испытанная им боль заставит лучше запомнить просьбу и выполнить ее.
Advertisements
Categories: Africa | Leave a comment

Post navigation

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

Blog at WordPress.com.

%d bloggers like this: