Предки камба спустились с небес

Предки камба спустились с небес.

Камба — третий по численности народ в Кении, принадлежащий к группе банту. Миролюбивые и гостеприимные, камба искусно и смело защищались в случае нападения врагов. Несмотря на давление христиан-миссионеров, большинство людей этого племени придерживаются традиционных верований, в основе которых лежит поклонение духам предков и божеству Нгап. Если вы приедете в их поселение, и на вас вдруг плюнут, не расстраивайтесь – так акабма делают в знак высокого уважения к гостю.

По преданию камба, самые первые люди вышли из термитника. Это были двое мужчин со своими женами. Затем с неба спустилась третья, богатая пара из племени духов, у которой был скот: коровы, овцы и козы. Небесная пара построила деревню в Нзауе рядом со скалой. На этой скале до сих пор можно увидеть следы первого небесного мужчины, его коз и овец.

У небесной пары родились сын и дочь, которые стали супругами детей пар, вышедших из термитника. Небесные родители выделили этим семьям скот. Потом у новоиспеченных семей родились дети, и людей стало много. И вдруг наступил голод. Некоторые люди снялись с места, и ушли далеко в лес. Эти люди стали племенами масаи и кикуйю. Те же, кто остался, стали племенем камба.
У ученых своя версия: камба пришли из-за горы Килиманджаро в первой половине 18 века. Чуть позже их территория попала под протекторат Британии, а затем стала английской колонией. Значительная часть мужчин камба отправились работать на хлопковых плантациях белых землевладельцев. Работали они на поденных работах в Найроби, Момбасе, Кисуму. Дело в том, что традиционные занятия камба – ручное земледелие и скотоводство, не могли обеспечить их многочисленные семьи. Вырученных денег не хватало на покупку скота, на уплату налогов (в этом районе засухи- обычное дело).
Мужчины камба даже в наше время часто на несколько месяцев покидают родную деревню, отправляясь на заработки. Иногда они не появляются дома годами. В поселениях остаются одни женщины и дети, терпеливо ожидая своих кормильцев.
Деревни разбросаны на большие расстояния друг от друга и отгорожены от внешнего мира заборами. Внутри находятся хижины шлемовидной формы. На каркасе из палок и прутьев – травяная крыша. Дверью служит ширма из пальмовых листьев. В деревнях все ходят в традиционной одежде – кожаные покрывала или передники, окрашенные охрой.
 
Любят камба украшения из металла и бисера. В прошлом они также раскрашивали и татуировали тело, но в последнее время эти традиции отмирают. Несмотря на то, что камба занимаются скотоводством, мясо они едят редко, предпочитая кислое молоко, иногда с кукурузной мукой, кашу из бобовых.
Приезжают мужчины чаще всего в сентябре, до начала зимних ливней, чтобы помочь женщинам подготовить поля для посева. Но домой их тянет еще и другое: танцы! Камба обожают танцевать и сочинять стихи. У них много народных певцов и поэтов, а их стихи можно сравнить с европейской классической поэзией, только их не пишут, а поют. Народные песни и танцы камба долго заменяли этому народу школы, учили молодежь почитать традиции и обычаи. Только благодаря крепкой общине эти люди выживали во время засух и неурожаев.
С заработков мужчины привозят также европейские деликатесы: конфеты, печенье, фрукты. Конечно, детвора набрасывается на эти лакомства и тут главное – не обидеть многочисленных жен.

Иногда отцы привозят детям книжки с картинками. Правда, грамотность у камба оставляет желать лучшего, но появились представители племени, которые получили хорошее образование.
 
Конечно, деды недовольны тем, что их внуки учатся в европейских школах и вузах. Старики считают, что школа — это чужое, и камба образование ни к чему. Они все еще продолжают жить прошлыми традициями. Часто деды отправляют детей не в школу, а пасти скот. Когда власти стали требовать отправлять в школу детей из каждой семьи, отцы посылали туда самых непослушных сыновей. Или даже нанимали для этого ребенка из бедной семьи.
Строптивые камба могли женить своего сына даже в 9 лет, лишь бы не учить. Интересно, что юный мальчик иногда получает в жены взрослую девушку. Это делается во благо семьи, чтобы увеличить благосостояние рода. Мнения жениха с невестой даже не спрашивают.
 
Взрослая жена обязана уважать мужа и во всем повиноваться. Следит за ней кто-нибудь из старших братьев ребенка-мужа. Мальчик привыкает к супруге, но когдавырастает, может взять другую жену, свою ровесницу. Может он жениться еще и еще раз. Получалось неплохо: больше земли можно обработать.
Многие камба до сих пор верят в духов и, если что-то нехорошее случается, то считают, что это произошло по вине покойных врагов рода. Например, если кто-то заболел, то старший в роду садится на трехногий табурет посреди хижины, окруженный семьей и перечисляет всех покойных предков по старшинству. Он обещает принести им в жертву быка. Приговаривая, он льет на землю воду. Затем происходит перечисление всех имен покойных врагов рода. Их умоляет оставить больного в покое. Потом мужчина берет в рот последние капли воды и брызжет на грудь пострадавшего. Конечно, женщины могут потом поить больного отварами целебных трав, но разговаривать с духами они не вправе.
Если же происходит что-то, что угрожает всей деревне, то за дело берется шаман, который может впадать в состояние транса и вступать в прямое общение с душами умерших. Души умерших также могут переселиться в медиума. Во время такого общения они подсказывают ему, что надо сделать, чтобы избавить общество от несчастья, случившейся из-за вольного или невольного нарушения порядка.
Advertisements
Categories: Africa | Tags: | Leave a comment

Post navigation

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

Create a free website or blog at WordPress.com.

%d bloggers like this: