Среднеазиатские цыгане: история и культура – Фергана – международное агентство новостей

Среднеазиатские цыгане: история и культура – Фергана – международное агентство новостей.

ОТКУДА ОНИ?

Среди окружающего населения цыгане Средней Азии известны под названием люли, джуги, мазанг. Сами цыгане утверждают, что название “люли” им присвоено узбекским населением, а “джуги” – таджикским. В качестве самоназвания все группы цыган выдвигают этноним мугат – мугати самарканди, мугати бухорой …

Между цыганами, за которыми по традиции закрепились названия “люли” и “джуги”, нет резких этнографических различий. От них отличаются цыгане, именуемые мазанг, представители которых разбросаны по всей территории Средней Азии. Они никогда не вступали в родственные отношения с другими среднеазиатскими цыганами и резко выделялись среди них по характеру исконных занятий.

О давности появления цыган в Средней Азии свидетельствует утрата ими своего языка и многочисленные заимствования различных элементов материальной и духовной культуры у окружающего населения. Большинство цыган двуязычны, они говорят на узбекском и таджикском, однако таджикский язык в их быту является основным. Считается, что цыгане являются выходцами из Индии. Правда, среднеазиатские цыгане убеждены, что родина их предков – Средняя Азия. Но наличие среди цыган антропологического типа, резко отличающегося от окружающего населения и имеющего ближайшие аналогии среди населения Индии, характерный род занятий, близкий членам индийской касты “дом” (деревообделочное ремесло, нищенство ..), а также некоторые обычаи (татуировка лба) говорит о том, что предки среднеазиатских цыган были выходцами из Индии. В Самаркандской и Сурхандарьинской областях бытует этноним “мултони” происходящий от города Мультан. Этот город находится в Пакистане, и в средние века был перевалочным пунктом караванной торговли с Персией и Средней Азией.

В прошлом цыгане не имели земельных наделов и были вынуждены передвигаться с места на место. Однако у среднеазиатских цыган уже давно были места длительных стоянок вблизи городов и сельских населенных пунктов. Из таких стоянок выросли цыганские кварталы на окраинах Самарканда. Бухары, Ташкента.

ВО ЧТО ВЕРЯТ?

По религиозной принадлежности среднеазиатские цыгане – мусульмане. Они по-мусульмански хоронят умерших, совершают молитвы, постятся, соблюдают обряд обрезания. Однако в прошлом и у них, как и у многих других народов Средней Азии, ортодоксальный ислам сочетался с элементами различных доисламских верований, которые в семейном быту имели преобладающее значение. У цыган была распространена вера в различного рода духов – джин, пари, алвасти, в порчу – зиён, в силу всевозможных оберегов и амулетов – тумор, бозбанд. Лук, перец, хлеб, острые предметы, рога барана считались оберегами от действия злых духов и сглаза. Особой сакральной силой наделялся волк: клыки и высушенный нос волка нашивали на одежду в качестве оберегов. Такой же силой обладал, по цыганским верованиям, дикобраз, колючки которого также употреблялись в качестве оберега. Каршинские цыгане ели мясо дикобраза, а у самаркандских существовало строгое табу на мясо этого животного и была распространена легенда о том, что некогда дикобраз был человеком. Возможно это пережитки каких-то древних тотемистических представлений.

ЧЕМ ЗАНИМАЮТСЯ?

Ремеслом занимались лишь немногие цыганские группы. Среди цыган встречались ювелиры и кузнецы. Цыганки же обычно изготовляли волосяные лицевые сетки – чачвон. У ферганских и ташкентских люли были группы ремесленников, занимавшиеся выделкой щепного товара, изготовлением сит и решет, женщины плели решета, мужчины делали к ним ободья.

В основном среди цыган люли и джуги мужчины были мало заняты производительным трудом, представляя заботы о пропитании семьи женщинам. Для большей части цыган главным источником существования являлось нищенство, которым занимались женщины. Вооружившись мешками и посохами, которыми они отгоняли собак, цыганки ежедневно выходили на сбор подаяния, обходя двор за двором в городах и кишлаках. Попутно цыганки гадали, смотря в зеркало или в чашу с водой.

Цыгане-мазанг нищенством не занимались совершенно. Мужчины мазанги были деревообрабодчиками и мелкими торговцами. Они изготавливали решета, сита, бубны, деревянную посуду.

ЕСТЬ ЛИ КРОВ У ЦЫГАН?

Исконным жилищем цыган служил шатер – чодыр. Зимний шатер (чодири зимистон) состоял из бязевого полотнища, накидывавшегося на два или три врытых в землю шеста. Летний шатер (чодири гарм) представлял собой по существу лишь навес для тени, он был значительно меньше и держался обычно на одном шесте. В шатре расстилали кошму, раскидывали одеяла и подушки. Обогревались при помощи костра, разжигаемого в небольшом круглом углублении ближе к выходу. Пищу готовили на кострах, которые разводили вне шатра. От обычного чодыра отличалось жилище цыган-мазангов. Они строили шалаш (чайла) из дугообразных согнутых и воткнутых в землю толстых ветвей ивы, которые покрывали мелкими ветками, камышом и сухой травой. Чайла, высотой в рост человека, достигала длину 3-4 метра, двери были из камышовой циновки или завешивались полотнищем ткани.

ЧТО НОСЯТ?

Многовековое влияние культуры окружающего населения больше всего сказалось в одежде и пище цыган. Мужская и женская одежда цыган ничем не отличается от узбекской или таджикской. И теперь еще пожилые мужчины носят халаты и широкие штаны, на голову надевают тюбетейки, на которые наматывают чалму. В женском костюме отсутствуют характерные для европейских цыган широкая юбка и шали. Костюм среднеазиатской цыганки отличается от узбекского только большим предпочтением к ярким расцветкам, необычным по пестроте и сочетанию цветов. Цыганки имеют большую склонность к различным украшениям – кольцам, серьгам, браслетам, ожерельям, но и эти предметы утратили национальное своеобразие.

КАК ЖИЛИ И ЖИВУТ?

Цыгане живут малыми, индивидуальными семьями. Сыновья отделяются сразу после женитьбы. Каждая семья ведет хозяйство и питается отдельно от других. Женщина занимает в цыганской семье подчиненное положение, хотя и является основной кормилицей семьи. Будучи мусульманкой, она, тем не менее не закрывала лица и не изолировалась от мужского общества. Она смела и свободна в общении с людьми. Только у некоторых групп мазангов в прошлом женщины носили джелак – халат со сложенными рукавами, который они набрасывали на голову, слегка прикрывая лицо.

У среднеазиатских цыган существовал обычай уплаты калыма за жену, он целиком оставался у отца невесты. Широко было распространено многоженство: чем больше жен, тем больше работниц и выше достаток в семье. Девушек выдавали замуж с 12-15 лет. В брачные отношения вступали не зависимо от территориального расположения – ташкентские брали в жены самаркандских, каршинских и т.п.. Однако ни одна из групп цыган люли и джуги не вступала в брачные отношения с мазангами. Это строгое правило, возможно, является отдаленным пережитком кастовой эндогамии предков цыган.

Сговор и все церемонии свадебного обряда мало чем отличались от аналогичных обрядов у окружающего населения. У цыган были распространены кузенные браки, часто наблюдался обычай куч куёв – принятие зятя в дом. Характерными для цыган были перекрестные браки карши кудо: две семьи договаривались о перекрестных браках своих сыновей и дочерей; калым в этих случаях не платили. Обычай леврита у цыган соблюдался в тех случаях, когда после умершего оставался ребенок. Сохранилась традиция, когда муж называет жену мугат зан (буквально – цыганка), а жена называет мужа по имени ребенка (отец такого-то).

Цыганские празднества – той – справлялись с характерной для Востока пышностью, на них собирались множество гостей. Очень популярны были на тоях петушиные бои и бои ослов. Особенностью цыганских тоев были также соревнования в беге.

Мусульманский обряд бракосочетания происходил в доме невесты. Соблюдались различные свадебные обряды, бытовавшие у окружающего населения – проводы молодой в дом мужа, обведение новобрачной вокруг костра, обряд смотрения молодых в зеркало и др…

После появления первого ребенка справлялся обряд лачак бандон – повязывание головного убора замужней женщины. На сбор подаяния цыганка обычно выходила только после совершения этого обряда.

Цыганские семьи весьма многодетны. Бродячий образ жизни губительно сказывается на положении детей, у цыган высокая детская смертность. Обычно женщины уходя на сборы подаяния, оставляют детей представленных самим себе или оставляют на попечение старух.

СОХРАНЯТСЯ ЛИ СРЕДНЕАЗИАТСКИЕ ЦЫГАНЕ?

В настоящее время чаще встречаются смешанные браки и как правило это узбеко-цыганские семьи. И дети в таких семьях предпочитают называть себя узбеками.

Численность среднеазиатских цыган в Узбекистане составляла:

1956 г. – 7600 (вместе с Таджикистаном),

1979 г. – 12581,

1989 г. – 16397

=======================

Оригинал статьи – http://people.freenet.uz/

Advertisements
Categories: Средняя Азия | Tags: | Leave a comment

Post navigation

Leave a Reply

Fill in your details below or click an icon to log in:

WordPress.com Logo

You are commenting using your WordPress.com account. Log Out / Change )

Twitter picture

You are commenting using your Twitter account. Log Out / Change )

Facebook photo

You are commenting using your Facebook account. Log Out / Change )

Google+ photo

You are commenting using your Google+ account. Log Out / Change )

Connecting to %s

Create a free website or blog at WordPress.com.

%d bloggers like this: